Здоровьесберегающая деятельность
Здоровьесберегающая деятельность в школе.
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает :
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности.
Гигиенические показатели, характеризующие урок.
-- Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски)
-- Смена видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и др.)
-- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
-- Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. (не менее трех)
-- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
-- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
-- Физкультурные минутки и другие оздоровительные моменты – их место, содержание и продолжительность
-- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (демонстрация, прослеживание этих связей)
-- Психологический климат на уроке
-- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток
-- Темп и особенности окончания уроков
В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают.
Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся Дни Здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки в заповедник, прогулки по селу, по окрестностям села.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.